Об охотниках до перепелиного боя (забытая охота)

Очерк напечатан в № 3 газеты «Пять охот» за 2006 г.

 

 

Перепел
Перепел

 

 

До сих пор на нашем юге перепелов иногда держат в клетках ради удовольствия слушать их крик. А в странах Центральной Азии это увлечение особенно распространено. Здесь держат перепелов и как бойцовую птицу. Кроме того, считают, что перепел приносит богатство и благополучие.

Крик перепела

Голос токующего самца-перепела знаком очень многим. Заслышав его, говорят: «перепел бьёт» или «перепел кричит». Заметим — не поёт, а именно «бьёт», «кричит».

Характерный бой перепела весенними вечерами можно услышать за несколько километров. Обычно его передают звуками: «пить-пиль-вить!» или «подь-полоть!». И интерпретируют их как «спать-пора!».

На самом деле песня обыкновенного перепела несколько сложнее и состоит из двух чётко различаемых частей: «ваваканья» и собственно боя. Ваваканье ( или «мамаканье») особенно внятно  слышно с близкого расстояния.

Первую часть:  хрипловатые, как бы несколько приглушённые, негромкие звуки «ва-вва», перепел повторяет несколько раз. Затем следует очень звонкий бой, повторяемый до десяти раз. Бывают и такие самцы, которые никогда не кричат, а только вавакают. Можно слушать такого перепела весь день и не услышать боя. Их охотники так раньше и называли «ваваками». Причины это явления не ясны. Некогда охотники полагали, что это очень старые перепела, с большим чёрным пятном под горлом. Однако, встречаются такие «ваваки» и среди молодых. По наблюдениям, подобные самцы во всём остальном не отличаются от прочих: охраняют свой токовой участок, вступают в стычки с другими самцами и активно ухаживают за самками.

Крик перепела при всей его простоте человеку трудно передать звуками человеческой речи точно. Кроме первой части песни – ваваканья, знатоки различают во второй части её, бое, целых три особых колена. Обычными же людьми песня перепела может воспроизводиться по разному:

Ва-вва… ва-вва… под-полодь!.. под-полодь!

Ва-вва… ва-вва… фвить-фвить-вить!.. фвить-фвить-вить!

Вав-вавв… вав-вавв… пить-пиль-вить!.. пиль-пить-вить!

Ва-вва… ва-вва… пит-плит!.. пит-плит!

Вва-ввау… вва-ввау… пыт-былдык!..пыт-былдык!

Вир-вир… вир-вир… пить-полать!.. пить-полать!

Ква-ва… ква-ва… пить-пить-бить!.. пить-пить-бить!

Ма-мма… ма-мма… фвать-фаль-ват!.. фвать-фаль-ват!

Хау-хау… хау-хау… путь-пуде!.. путь-пуде!

Хва-ва… хва-ва… поть-полоть!.. поть-полоть!

Во время токования перепел очень возбуждается и выглядит весьма занятно. Вот как описывал это орнитолог М.А. Мензбир: «При вва-вакании птица приседает, надувает зоб, при первом ударе приподымается, при втором стоит совершенно прямо, поднявши голову, при третьем отклоняется несколько назад, при четвёртом или позднее может даже упасть на спину».

О перепелином бое

Когда-то в России поклонников простой перепелиной песни было очень много. Охотники до этого занятия могли часами выискивать по полям особенно яркого певца. Отлавливали их специально и берегли особо.

В самом бое перепелов настоящие знатоки различали три колена: подъём, проволочку и отлив. Соответственно передаваемыми как «пить-пиль-вить!». У каждого перепела они индивидуальны, и оценивали их любители по-разному.

У посредственных перепелов, которых, понятно, большинство, все колена бывают отрывисто короткими и сливаются в один поспешный, несколько свистящий удар звуками, вроде: «фвать-фаль-вать» или «фвить-фвить-вить!». И несмотря на то, что за один приём у них бывало даже больше ударов, чем у самых ценных перепелов, таких не жаловали и называли «частохватами» или «чистохватами»,

Хороший перепел может кричать и громко, хотя в этом нет особых достоинств, и не очень, но не может делать много ударов за один приём. А вот чем напряжённее, протяжнее, равномернее и раздельнее удары каждого колена, тем певец выше ценится. При такой манере крика затрачивается гораздо больше усилий, чем при коротких, лёгких и отрывистых ударах. Самый лучший перепел может делать один удар. А для большего числа ударов такому певцу потребуются уже особые силы. Редко какой выдающийся солист способен сделать их более двух-трёх.

Тембр боя у хороших перепелов может быть и «с хрипью», и «без хрипи». Но самые лучшие должны иметь самую полную, самую густую «хрипь».  У таких перепелов она, как и протяжённость, должна проходить равномерно через все колена крика, а самых ценных обычно достигает высшей напряжённости в «проволочке» и как бы делит это колено на два тона: повыше и пониже и более густой. Подобная хрипь совместно с самым протяжным и самым расстановистым криком считалась верхом совершенства крикового перепела. Вот их-то и старались отыскать в поле охотники до перепелов и отловить. За подобных птиц в XIX веке платили очень большие деньги – до 300 рублей. Но они были всегда редки, и найти такого перепела было далеко не просто.

Между частохватами и выдающимися перепелами ценители различали ещё несколько групп «изредников», начиная от «изредочка» до «изредка хоть-куда». То есть от самых посредственных и до самых хороших «изредком». Но для охотников это всё были не настоящие перепела.

Со временем интерес к бою перепелов угас.  Ценители перепелиного боя перевелись. Мало осталось знатоков содержания перепелов в клетках, хотя они ещё и встречаются.

Перепела дома

Мне приходилось держать в клетке словленного моей легавой перепела. Это очень милая птица. Содержание перепелов в клетках не сложно. Неволю эти птицы переносят хорошо, если знать, как их содержать. Перепела быстро осваиваются в незнакомой обстановке. Они привыкают к своему хозяину, совершенно не бояться его и могут узнавать при приближении, но всё-таки никогда не становятся ручными. Бьют перепела при домашнем содержании круглый год. Самый активный период для певца с весны до осени. Лишь зимой может быть небольшой перерыв. Птицы неприхотливы к условиям содержания в клетке, очень подвижны и энергичны.

Настоящие любители содержали раньше перепелов в  специальных, тщательно отделанных клетках. Они делались из твердых пород дерева, дуба или бука, с бамбуковыми прутьями. Вся такая клетка покрывалась бесцветным лаком.

У клетки для перепелов должны быть высокие борта, так как они любят копаться в песке, который насыпается на дно клетки. Вместо песка можно использовать и золу. Но, что очень важно, вместо потолка в клетке натягивается парусина. Иначе, пугаясь и подпрыгивая, птица может сильно удариться и повредить голову. Кормушку и поилку выносят наружу клетки, чтобы при купании в песке перепел не засорял корм и воду. Доступ к ним открыт для птицы через отверстия в бортах. Прутья клетки лучше делать деревянные.

Перепелов никогда не держат парами. Они будут постоянно драться и один из них погибнет.  И бьёт перепел только в одиночестве.

Основа питания перепела в домашних условиях составляет просо в смеси с другими семенами. К этому корму нужно обязательно добавлять и различную зелень. Любят перепела подорожник и одуванчик. Не откажутся и от насекомых, проращенных зерен проса и конопли. Линяют они раз в год и очень быстро, в это время перепелов усиленно кормят белковой пищей и стараются беречь и не беспокоить. Летом их можно подкармливать насекомыми, а зимой подобрать подходящий белковый корм. Например, муравьиные яйца.

Пьют перепела в клетках немного, однако нужно следить за наличием воды и почаще её менять.

 

Сергей Матвеев

суббота, 4 февраля 2006 г.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.