В саратовских степях

Очерк был напечатан в № 3 журнала «Охотничьи собаки» за 2000 год.

 

  • На привале
    На привале
  • Неделю не слезая с лошади
    Неделю не слезая с лошади
  • Борзятники Саратова и Москвы
    Борзятники Саратова и Москвы

 

Прошедшей осенью довелось мне проводить областные испытания борзых в саратовских степях. Для борзятника Саратов ассоциируется с легендарным питомником борзых собак, когда-то существовавшем в городе Энгельсе. В своё время, во многом благодаря этому питомнику, удалось сохранить нашу национальную гордость — русскую псовую борзую. Ещё и поэтому было любопытно побывать в этих краях и взглянуть на тамошних борзых.

Питомников борзых в саратовской области давно нет. Да и борзых собак долгие годы практически не было. Только лет десять назад здесь стали появляться энтузиасты и любители псовой охоты. Первым стал завозить борзых в эти места охотник из Энгельсского района Мартынов В.В. Потом появились и другие борзятники. И сейчас в Саратовской области имеется довольно много борзых различных пород.

Особенно мне понравились саратовские хортые. Весьма неплохие по экстерьеру, хорошего типа, сохранённые в чистоте (в отличии от ростовских хортых, которых интенсивно мешают с грейхаундами), они широко используются для охоты и промысла. По большей части, они несут крови известных ростовских собак. В последнее время из-за ограниченности генофонда саратовские заводчики хортых борзых активно подыскивают производителей в других регионах. И тут им бы не попасть впросак, нарвавшись на мешаных с грейхаундами хортяков.

Саратовские русские псовые борзые менее интересны по экстерьеру, но прекрасно переносят здешние суровые зимы и тоже используются как городскими, так и сельскими борзятниками для охоты. Практически все они ведут своё происхождение от московских собак.

В саратовской области существует довольно многочисленная группа тазы, которые интенсивно используются на охоте и промысле. Происхождение у них довольно различное и, как правило, они имеют неполные родословные.

Далеко не у всех борзых собак есть родословные. Связано это с существенными материальными трудностями для борзятников из отдалённых от областного центра районов при оформлении вязок и справок о происхождении. Существует среди саратовских охотников и мнение, что для промысла главное, чтобы борзая ловила зверя, а документы дело десятое. По этим же причинам местные охотники часто держат так называемых промысловых борзых — помеси различных пород. Интересно, что некоторые помеси хортых и тазы подходят под отменённый стандарт южнорусской (степной) борзой.

Испытания борзых проходили с 22 по 27 октября 1999 г. в Дергачёвском районе Саратовской области в угодьях совхоза Камышевский и были плановым мероприятием Саратовского облсовета ООиР. Проведение столь длительных испытаний имеет свои особенности. Прежде всего очень существенно, что они обычно проходят в довольно удалённых от центров цивилизации местах, и участникам приходится долго добираться. В нашем случае, испытания проводились в малонаселённой степи в каких-нибудь 100 км от границы с Казахстаном, и основная масса борзятников прибыла из Саратова и других районов области за 250 — 270 км, а значительная группа — из Москвы. На один-два дня в такую даль забираться не имеет смысла. Поэтому организаторам подобных мероприятий приходится подыскивать богатые зверем места, где в течение нескольких дней можно и разместить, и накормить людей и собак. С этим наши хозяева, в основном, справились и участников поселили в пионерском лагере “Солнечный”. Он расположен среди степи на берегу весьма живописного пруда. Особый колорит этому месту придавали обитающие в этом месте лебеди, которых удавалось наблюдать сидя у окна за утренним чаем.  Условия быта здесь оказались вполне сносными и, если бы не существенные организационные накладки, связанные с обеспечением питанием, то нам было бы совсем хорошо. Впрочем, неудобства не мешали, а скорее помогали существованию атмосферы некоей разудалой вольницы, разгульного праздника. Борзятники “отрывались” на полную катушку. “Сидения”, разговоры, тосты продолжались чуть не до утра.

К сожалению, огромные брошенные и заросшие перекати-полем и прочими сорняками поля, перемежаемые выпасами и участками обработанной земли, оказались не очень удобными для испытаний борзых.

Сами места очень интересные. В степи бродили стада дроф, издали похожие на отары овец. Они поднимались далеко от надвигающейся равняжки и медленно улетали прочь. Часто взлетали, стрекоча крыльями, стрепеты; из-под ног взрывались табуны куропаток. Это развлекало, но для успешного проведения испытаний борзых в угодьях должна быть достаточно высокая плотность зайца-русака. И здесь всё оказалось сложнее. Нет, заяц-то в полях встречался. За все дни испытаний удалось перевидеть около сорока русаков. Но редко выпадало поднять зверька так удачно, чтобы можно было расценить работу борзых. Если русак вставал в сорах, то борзые не могли его пометить. Если же заяц поднимался на стерне или целине, то быстро достигал заросших полей и скрывался в сорняках, где собаки теряли его.

Использование лошадей для экспертной комиссии в некоторой степени облегчило судейство в подобных условиях. В течение всей недели я следил с лошади за ходом испытаний и убедился в определённых преимуществах такой работы эксперта. Одно то, что из седла открывается хороший обзор, является большим подспорьем. Правда было несколько неудобно вести записи и расценивать собак — для этого приходится спешиваться.

Естественно, характер угодий сказался и на результатах испытаний. Так из 49 испытанных борзых 13 осталось без подъёма и не были расценены. А всего было получено только 15 дипломов.

Как всегда и везде, у саратовских борзятников не прекращаются споры о том, какая порода лучше. Городские охотники предпочитают русских псовых борзых, а сельские, охотящиеся на лошадях и больше занимающиеся помыслом, отдают предпочтение хортым и тазы. На этот раз из всех расценённых собак было дипломировано 53% русских псовых борзых, хортых — 50%, а тазы — 14%. Четыре московских тайгана были расценены без дипломов.

В основном присуждались дипломы III степени. Дипломы II степени получили три русские псовые борзые из Саратова: Алтай и Удар Титова В.Б. и Отвага Волкова В.А. А Отвага, кроме того, апортировала русака и получила высший бал за отношение к зверю. Из хортых хорошее впечатление произвела работа пары — Ксеркс-Карай 0162/97 и Шельма 845-97/001-4 Лохматова В.В., а также Барона Чугунова В.Н. и Кармен Арешева Ж.Ж.. Неплохо показал себя хортый кобель Сокол Халилова Д.М.

По моим соображениям, относительно удачное выступление русских псовых борзых на испытаниях обусловлено свойственной им манерой резво работать на коротке. На открытых местах эти борзые быстро доспевали к зверю и, если не залавливали, то хотя бы давали угонку, пока русак успевал скрыться в сорах. Как правило, они показывали довольно посредственную зоркость, настойчивость, силу и выносливость и поимистость.

Хортые работали, в основном, по-другому. Они доходили до зверя после длительной доскачки, но демонстрировали настойчивость и зоркость при преследовании в сорах, а также поимистость. При широко распространённой в саратовских степях охоте с борзыми “под лошадью” такая манера весьма рациональна и результативна. Не зря местные охотники, занимающиеся промыслом лисы и рассматривающие травлю русака как забаву или средство добыть пропитание для борзых, предпочитают именно хортых. Но на испытаниях, при которых участники охотились пешей равняжкой, русак чаще, чем у русских псовых, уходил от хортых борзых без угонок.

Тазы не удалось показать приличных результатов. По резвости уступая хортым, они не могли осилить зверя, который спокойно отрастал и укрывался в зарослях. Эти борзые не показали и свойственной им манеры работать чутьём при чрезвычайной настойчивости преследования. Только одна Струнка Мартынова В.В. сумела найти запавшего в бурьяне русака и поймать его — за что и получила, единственная среди тазы, диплом III степени.

Энтузиазм саратовских борзятников достоин уважения. В нашу трудную и смутную пору они находят время и средства для организации подобных испытаний и выезда на них. К сожалению, отсутствие своих экспертов делает такие мероприятия очень редкими. И если на ежегодные выставки регулярно приезжает из Москвы эксперт республиканской категории Кудрявцева Н.Г., то последние испытания проводились в этих же местах два года назад. И теперь они вряд ли получились бы, ни будь инициативы и организаторской деятельности московских борзятников Урванцева В.А. и Юдиной Г.В.

Я рад знакомству с саратовскими борзятниками. У них хорошие собаки; есть много энтузиастов; есть где охотиться и проводить испытания. Хочу поблагодарить саратовцев за приём и пожелать им успехов в благородном деле разведения борзых и псовой охоте.

 

Эксперт по борзым

Сергей Матвеев

Среда 10 Ноябрь 1999

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.