Состязания на Дону (вместо отчёта)

Очерк напечатан в № 3 журнала «Охотничьи собаки» за 1999 год.

   

  • Только приехали, фото Ольги Юнг
    Только приехали, фото Ольги Юнг
  • Русские псовые борзые
    Русские псовые борзые
  • На полевом стане
    На полевом стане
  • Тацинские грейхаунды
    Тацинские грейхаунды
  • На состязаниях
    На состязаниях
  • Победитель Межобластных состязаний хортый кобель ТИРАН, вл. А. Коротков, фото Ольги Юнг
    Победитель Межобластных состязаний хортый кобель ТИРАН, вл. А. Коротков, фото Ольги Юнг
  • Прощальный ужин, фото Ольги Юнг
    Прощальный ужин, фото Ольги Юнг

Ветер гудел за окнами — напористый ветер ростовских степей. Был тёмный ноябрьский вечер. Закончились состязания борзых собак, подведены итоги, написано всё, что в таких случаях полагается. Наша коммуна московских борзятников коротала время в жаркой кухне полевого стана второго отделения колхоза “Рассвет” за товарищеским ужином. Тут же у двери угощались дворняжка-хранительница стана Пальма и её сын, получивший у нас кличку Кокос. Свобода после завершения работы, тепло и компания располагали к отдыху и веселью.

Только полного удовлетворения я не чувствовал. Возможно, мешала горечь от недавней гибели моей собственной собаки, которая исподволь разъедала радость жизни и не давала забыть о просчётах и неудачах отъезжих полей этой осени. Однако это, пожалуй, было фоном, а находились мной к тому и прямые причины…

Начну с того, что данные состязания родились довольно стихийно. И всё из-за того, что Российский национальный клуб “Русская псовая борзая” по чисто организационным причинам не провёл запланированные на 1998 год Всероссийские состязания борзых. “За неимением гербовой пишут на простой”, — и в Российском союзе по бегам и испытаниям борзых (РСББ), проявив инициативу, решили организовать с шестого по восьмое ноября Межобластные состязания. Положение о состязаниях быстро утвердили в Росохотрыболовсоюзе. Меня же пригласили председательствовать комиссией экспертов.

И вот, заручившись помощью председателя Тацинского районного общества охотников и рыболовов Ефименко Николая Ивановича, мы — эксперты, оргкомитет и участники — выехали в ростовские степи.

Прежде всего, нас “обрадовали” приехавшие ранее и проверившие окрестные поля борзятники: “Ростов уже не тот — зверя мало”. Такая новость способна привести в уныние любого охотника, а уж тем более организаторов состязаний борзых.

Далее, из-за отсутствия денег и по другим причинам не прибыл ряд участников. К примеру, не смогла приехать команда из Луганска (Украина). Из-за травм ведущих собак не выставила свою команду Москва, хотя можно было бы выступить и с менее подготовленными борзыми.

Все же было решено, что состязания состоятся при любых обстоятельствах и любой погоде. Настойчивость и оптимизм в подобных случаях бывают лучшими катализаторами успеха.

Когда рано утром в день начала состязаний я выглянул на улицу, сеял мелкий, противный, видно, недавно начавшийся холодный дождик. А ведь с вечера было тепло, и на чистом небе светила полная луна. Местные борзятники в дождь “не ходят”  (раньше бы сказали — “не ездят”) — не принято. Значит, на состязания приедет меньше собак. Невезение, похоже,  продолжалось…

Пока приехали на место сбора, пока зарегистрировали участников, осмотрели собак, разбили их по рабочим группам и провели жеребьёвку, время подошло к одиннадцати. Подготовка явно затянулась. Хорошо хоть, что за это время дождь кончился, засветило солнце, а размокший было чернозём стал подсыхать. Наконец, отъехали в поля и выстроили равняжку из шести номеров. Члены экспертной комиссии Ирина Константиновна Соловьёва и Елена Викторовна Халмоши (Украина), разошлись в разные стороны, чтобы было удобнее наблюдать скачку борзых, а я остался в центре равняжки, и состязания начались…

Для несведущих в тонкостях следует заметить, что любые испытания и состязания борзых — это, по существу, охота по вольному зверю: зайцу или лисе. И охота эта ведётся способом “в равняжку”, известным нам с прошлого века. А заключается он в том, что своры и пары борзых выстраиваются цепью на некотором расстоянии друг от друга и движутся полями в надежде поднять зверя. Собак ведут на сворах, а травит, то есть пускает борзых по зверю, только тот борзятник, против которого зверь встал с лёжки. И если любое подобное мероприятие в других породах —  это прежде всего проверка качеств собак и спортивная борьба, то здесь оно превращается в настоящий Праздник Охоты. Задача же экспертов на такой охоте — оценить способности борзых во время ловли.

И к слову сказать, не так-то просто современным борзятникам собраться вместе в достаточно большом количестве, чтобы организовать хорошую равняжку. А охота в одиночку, одной или двумя сворами менее эффективна и, главное, значительно менее интересна. Вот и стремятся борзятники объединиться для коллективной охоты на каких-нибудь испытаниях. Да и зрителей на них обычно бывает немало…

…В предвкушении интересной охоты участники и зрители двинулись по полю нескошенного и довольно высокого эспарцета. Не успело улечься начальное возбуждение, как довольно скоро почти из-под ног пары борзых встал матёрый русак. Ведущий своих борзых на своре Бондарев В.Н., как положено , их попридержал, дав зверьку отрасти и пустил с 25 — 30 метров.

Борзые заложились по русаку, который с подъёма резво поспешил по дуге налево и вдоль равняжки, временами скрываясь за куртинками травы. Собаки полными ногами спели к зверю, и вела скачку грейхаунд Метель. Хортая Игла, которая после пуска на несколько мгновений стеряла было зайца, летела за ней, на корпус отстав. Не более чем через 120 метров тигровая Метель лихо доехала до русака, но, хватив щипцом на угонке, не удержалась и перевернулась через голову. Игла пронеслась, а подорванный и брошенный влево угонкой зверёк, не сбавляя темпа, устремился мимо края равняжки к дороге. Однако светло-половая Игла, сразу справившись, через 15 метров достала зайца и взяла без угонки.

Яркое начало состязаний! По результатам такой работы решением экспертной комиссии борзые получили следующие расценки:

Метель: 23-8-7-7-12-4-5-5-9 = 80 баллов, диплом II степени;

Игла:      22-7-7-7-14-5-5-5-9 = 81 балл, диплом II степени.

Метель показала лучшие резвость (23 балла) и зоркость (8 баллов), а Игла лучшие поимистость (14 баллов) и мастерство (5 баллов). Кроме того, борзые получили расценку в паре:

22-7-7-7-13-5-5-5-9 = 80 баллов, диплом II степени в паре.

Вдохновлённые таким началом, мы продолжили нашу охоту. Вскоре ещё свора грейхаундов затравила прибылого, на грани “зачётного”  веса — в  2,5 кг, русачка. Все три собаки получили дипломы III степени с поимкой и диплом III степени в своре.

Казалось, что дело так и пойдёт. Однако не тут-то было. Дальше на протяжении всех состязаний было монотонное прочёсывание полей с чрезвычайно редкими подъёмами зверя. А какие это были поля! То тянулась великолепная на много километров стерня. То мы топтали такие же пространные поля эспарцета или люцерны. То залезали на зеленя. Великолепные угодья! Кажется — сам бы тут лёг. Но пусто и скучно…

В конце концов, всем такая охота надоела. Решено — берём пашню. Низкое осеннее солнце уже стало клониться к горизонту, когда мы заравнялись по не глубокой, но мягкой и тяжёлой для борзых пахоте. И тут русак стал подниматься один за одним. Вот он где лежал-то!

Ох и трудно пришлось борзым!  Даже когда резвые грейхаунды почти доставали зверьков, те успевали, выйдя на дорогу, уйти без угонки. Кто-то снял своих собак, кого-то сняли за подпуск. Ряды участников редели.

Наконец красное солнце зависло над горизонтом; завершался день, а с ним и состязания, а у нас остался без подъёма один хортый кобель Тиран. Его опытный ведущий Коротков А.В. решает двигаться поперёк борозды, и мы все — и эксперты, и зрители — вытаптываем на пашне зверя.

О, везение! Некрупный русак встал метрах в 25 — ти впереди и чуть левее номера. Ведущий сразу бросил свору; тигровый Тиран воззрился и, проваливаясь в мягкой пашне, зло стал спеть к зверьку. Считанные секунды, полсотни метров скачки — и кобель уже доехал до него; но русак круто повихнулся вправо, стал на свою, видно, заветную, борозду и всеми ногами устремился к спасительной посадке, что была метрах в 130 — 150 — ти. Хортяк начал, вроде, отставать, и казалось, что заяц сильнее и вот-вот уйдёт, однако,  вдруг всё переменилось. Как? Что? Но жадно, в каком-то порыве Тиран донёсся до зверя и броском у самой посадки кинул крутой угонкой влево, тут же справился и через мгновение потащил. Аплодисменты зрителей были ему наградой.

Великолепное завершение состязаний! В очень трудных условиях Тиран сумел показать отличную резвость, поимистось и мастерство. И если бы не скромные размеры зверька, который весил 3 кг, он мог бы получить диплом I степени. Однако и это успех! Хортый кобель Тиран Короткова А.В. из станицы Тацинской стал победителем Межобластных состязаний борзых по зайцу-русаку с результатом:

23-7-7-7-14-5-5-5-8 = 81 балл, диплом II степени.

Тиран также признан победителем состязаний среди хортых борзых. Среди грейхаундов победителем стала Метель Бондарева В.Н. из с. Хлеборобное Целинского р-на Ростовской области. И, конечно, обе борзые были награждены соответствующими дипломами, грамотами и медалями.

Жалко, но в состязаниях приняло участие только три команды. За первое место с двумя дипломами II степени при сумме в 161 балл команде Целинского р-на был вручён кубок победителя. Второе место с одним дипломом II степени и 81 баллом заняли хозяева угодий — борзятники Тацинского р-на. Третье место не присуждалось, потому что команда Ростова-на-Дону не заработала ни одного диплома.

Понятно, что итоги состязаний оказались у нас довольно скромные. Из 29 борзых только 7 получили дипломы: три II и четыре III степени. Ещё 13 были расценены без дипломов, а 9 были сняты по разным причинам. Достаточно характерным для юга России был состав участников по породам. Выступила всего одна русская псовая борзая — из Москвы. Грейхаундов и хортых борзых было выставлено по четырнадцать. Больше всего получили дипломов грейхаунды — четыре. Хортые заработали три диплома, зато два из них II степени.

Как видите, было отчего скрести кошкам у меня на душе во время прощального ужина.

И ещё одно было неприятно. Подавляющее большинство хортых борзых, имея “правильные” документы о присхождении, несло признаки метизации с грейхаундом. (Ещё, пожалуй, хуже, что в некоторых грейхаундах проглядывал хортяк.) По-видимому, нашу хортую борзую, так и не успев путём создать, уже потеряли, и теперь всё нужно начинать сначала. Но это отдельный, большой разговор и, надеюсь, у меня будет возможность высказаться по этому поводу позже.

(К сожалению, написанная мной год назад по результатам Всероссийских состязаний 1997 года статья так и не попала на страницы “РОГ”. Мне не хочется повторяться, хотя кое-что могло бы быть полезно для организаторов подобных состязаний и их участников.)

А главный вывод из опыта прошлых и этих состязаний заключается в том, что организацией крупных мероприятий надо заниматься серьёзно и начинать подготовку задолго до их проведения. Всё-таки состязания борзых — достаточно своеобразное дело, собирающее очень большое количество собак (некоторые борзятники имеют их по две, три и более) и зрителей. Одно это требует серьезной подготовки. И самое основное — надо подбирать угодья с большой плотностью зверя и ровными, большими полями стерни и многолетки.

Что ж, состязания в этом году, худо-бедно, прошли. Теперь пора готовиться к Всероссийским состязаниям будущего года. Очень хотелось бы, чтобы они проводились на Ставрополье. Или снова на Дону. Нас здесь так хорошо принимали, спасибо Николаю Ивановичу Ефименко и Анатолию Стефановичу Гончарову, а так же всем тацинским борзятникам!

Будем же оптимистами, господа борзятники и любители охотничьих собак!

До встречи в поле!

Сергей Матвеев

Четверг 26 Ноябрь 1998

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.