Статья была сдана в редакцию “Российской охотничьей газеты» в конце 1997 года, а была напечатана в №6 за 1999 г.

В конце октября 1997 года после многолетнего перерыва прошли Всероссийские лично-командные состязания борзых по зайцу-русаку. Предыдущие состязания были в 1990 году, и проведение их полностью организовывал и обеспечивал Росохотрыболовсоюз, который для этого имел в те годы силы и финансовые средства. А эти состязания проводил Российский национальный клуб «Русская псовая борзая» в совершенно других условиях.
Не буду останавливаться на, так сказать, технических результатах этих состязаний. О них подробно рассказала главный эксперт состязаний Галина Викторовна Зотова на страницах “Российской охотничьей газеты”, и они весьма положительны. Хотелось бы поговорить о другом. Тем более, что с многими трудностями довелось столкнуться впервые, и это, естественно, наложило отпечаток и на характер подготовки, и на процесс проведения состязаний, и на их массовость. Поэтому полезно подвести некоторые итоги, подчеркнуть характерные моменты и обобщить полученный опыт их организации.
Прежде всего отрадно, что впервые за последнюю пару десятков лет на состязаниях определился полевой чемпион России. Чемпионом стал грейхаунд по кличке «Ёжик в тумане» Паклина В.Л. из Екатеринбурга. Он получил диплом первой степени с великолепным результатом: общая сумма 90 баллов при 25 баллах за резвость.
Вообще хорошие полевые качества грейхаундов, породы для нас новой, заставляют всё больше обращать на них внимание любителей борзых. А на регулярно проводимых Всеукраинских состязаниях они всегда считаются фаворитами. И не напрасно! На двух последних из них, в 1994 и 1996 годах, полевыми чемпионами Украины становились грейхаунды. Поэтому разговоры об их якобы неважных охотничьих качествах, в частности непоимистости, в настоящее время надо признать уже несостоятельными. (Подчёркиваю это при всей моей любви к русским псовым.) За тот десяток лет, что грейхаунды у нас известны, прошло несколько генераций с отбором по поимистости, и это принесло свои результаты. Ловят грейхаунды, ловят. Да ещё и как ловят! Экспертная комиссия, участники и зрители состязаний были просто в восторге от лихой и мастерской работы в трудных условиях на заросшей травой прошлогодней глубокой пашне полевого чемпиона “Ёжика в тумане”. Однако, справедливости ради отмечу, что грейхаунды часто травмируют лапы. Переломы пальцев, вывихи и ушибы — это настоящий бич для них.
Впрочем, не только грейхаунды заслужили похвалы. На состязания ещё выставлялись русские псовые борзые, хортые борзые и несколько випетов. И большинство собак (исключая последних — для них поля были слишком трудны) хорошо себя проявило при работе на пашне, где почему-то русак предпочитал отлёживаться. Анализируя эти Брянские и те крупные состязания и испытания, свидетелем и участником которых мне довелось быть на Украине, не могу не отметить выравнивание охотничьих качеств основных пород борзых. Так хортые прибавили в резвости. (Хотя за последние годы здесь явно не обошлось без прилития крови грейхаундов.) Русские псовые борзые стали настойчивее и выносливее. Ну а грейхаунды, как я уже говорил, стали поимистей и ловчей на угонках.
Но кое-что всё-таки огорчило. И прежде всего это организационные неурядицы и нестыковки.
Само собой разумеется, сроки проведения состязаний и место были заранее согласованы с Росохотрыболовсоюзом, а Положение об этих состязаниях подписано председателем ассоциации Росохотрыболовсоюза А.А.Улитиным. Так что формальности были соблюдены.
Однако само место проведения состязаний было определено с трудом. Регионы, имеющие старые традиции охоты с борзыми и подходящие для состязаний угодья: Ростовская, Волгоградская области и др., — на предложение об их проведении ответили молчанием. Безусловно, в былые времена это все решилось бы элементарно, а теперь дополнительные расходы и заботы никому оказались не нужны. Наконец, вызвались руководители Брянского межрегионального ООиР — честь им и хвала! Только с псовой охотой на Брянщине, по существу, не знакомы. Поэтому были “проколы” с подбором полей, да и другие накладки. Думается, когда такие состязания принимают люди, хорошо знающие особенности и традиции охоты с борзыми, это помогает избежать многих трудностей и разочарований при их проведении. Тут всё-таки нужен опыт.
Очень важным оказался вопрос финансирования состязаний. Естественно, что их пришлось проводить на принципах самоокупаемости. Только так они смогут проходить и в будущем. Да и как же иначе в теперешней экономической обстановке? К примеру, на таких же условиях уже давно, регулярно и вполне успешно проходят состязания на Украине. Там они проводятся по очереди в разных областях и являются плановыми мероприятиями республиканского совета УООР. При этом, подбор угодий и обеспечение проживания, а иногда и транспорта ложится полностью на областные организации охотников и рыболовов. (И не так уж сильно они сопротивляются. Люди понимают, что надо любителей борзых поддержать.) Остальные расходы на проведение состязаний, а это в основном оплата работы и командировочных расходов экспертной комиссии, ложатся на плечи участников. Получается не накладно, и даже при значительно более низком уровне доходов населения на Украине на состязания собирается более сотни собак.
Что же получилось с самоокупаемостью у нас? А вышло так, что все средства, вырученные за запись собак на состязания, по 75 тыс. рублей (в валюте 1997 года) с собаки, ушли на покрытие затрат хозяев угодий. Да и то они остались в минусе. А для того, чтобы компенсировать затраты на дорогу от Екатеринбурга до Брянска одного из экспертов (остальные, из мест поближе, приехали за свой счёт), пришлось организаторам с шапкой по кругу обходить участников состязаний. Члены экспертной комиссии договорились работать на этих состязаниях бесплатно, но обременять столь значительными расходами эксперта — это было бы уж совсем не красиво.
Поэтому в будущем организаторам подобных мероприятий в соответствующем Положении необходимо чётко оговаривать, на какие цели и в каких размерах будут израсходованы собранные с участников средства. А они прежде всего должны идти на оплату командировочных расходов экспертной комиссии (дорога, питание и т. п.) и закупку призов. Платой за работу экспертам при необходимости можно пренебречь, и считать их труд благотворительностью.
Принимающая сторона не должна и думать о какой-либо материальной выгоде от проведения состязаний в своих угодьях. Ну а если ей не хватает на это средств, то надо либо отказаться от приема состязаний, либо искать спонсоров. И вообще все финансовые и организационные обязательства организаторов и хозяев угодий необходимо оговаривать заранее и включать это отдельным пунктом в Положение о состязаниях. А следить за выполнением всех условий, соглашений и расходов финансовых средств должен на протяжении всех состязаний его оргкомитет.
Существенной недоработкой организаторов была слабая реклама состязаний борзых. Недостаток информации по ним, мне кажется, сильно отразился на количестве участников и географии представленных регионов. Правда, в областные организации ООиР и клубы Положение о проведении состязаний были разосланы. Но там их, надо полагать, благополучно положили под сукно, и рядовые борзятники остались в неведении. Порекомендовал бы я в последующем использовать возможности прессы — благо, сейчас охотничьих изданий уже не мало, и читает их многочисленная аудитория.
К сожалению, совершенно индифферентно отнеслась к состязаниям секция любителей борзых МООиР. Из-за этого команда МООиР не была представлена, а те члены секции, которые всё-таки приехали на состязания по своей инициативе, выступали в личном зачёте. А ведь секция любителей борзых МООиР имеет сильнейших полевых собак, и её лидеры должны бы быть заинтересованы в их показе на состязаниях столь высокого уровня.
Слабой на Всероссийских состязаниях оказалась дисциплина участников. И это помешало нескольким борзым получить дипломы высоких степеней. За подпуск борзых к работающим собакам трое участников были сняты, а в одном случае стоял вопрос даже о дисквалификации на год. Характерно, что эти подпуски делали не ведущие в равняжке, а зрители (не выдержало «ретивое»!) или отработавшие участники, которые легкомысленно возвращались на базу с собаками без свор. Непростительное разгильдяйство!
То ли давно не было состязаний, и участники не настроились на серьёзное отношение к ним… То ли привыкли, что на испытаниях экспертные комиссии смотрят сквозь пальцы на нарушения правил и порядка… Что удивительно — сами все очень обижаются на подпуски. И в своё время на заседании секции МООиР даже предлагалось наказывать рублём разгильдяев и нарушителей, обязав их полностью компенсировать расходы на испытания пострадавшим, но так это и заглохло. А жаль.
Да что говорить! В 1997 году в «Российской охотничьей газете» Н.Герасёвой был описан эпизод испытаний, в которых эксперт Т.Н.Дедкова даже поощрила подпуск гуляющего вне равняжки бакхмуля к трём работающим борзым. И в результате бакхмуль перехватил уходящего от равняжки и преследуемого псовыми русака. На состязаниях в Брянске за подобный подпуск и помеху в работе участники были наказаны, а бакхмуль, как ни странно, удостоился похвал. Не много чести для борзой дать угонку такому зайцу. Эдакую «изумительную» работу может сделать и обыкновенная дворняжка. Заяц, пробежавший какое-то расстояние и тем более выдержавший угонку борзой, уже далеко не так резв, как после подъёма. Впрочем, здесь, на мой взгляд, недоработка эксперта.
Короче, подпуски — это болезнь. Эпидемия какая-то среди борзятников!
Очень много забот экспертной комиссии доставили неопределённости, содержавшиеся в Положении о проведении состязаний. Конечно, члены экспертной комиссии разрешали многие неясные вопросы на месте. Но его следовало бы готовить более развёрнуто, более чётко формулировать пункты, принципы подсчёта баллов команд, и пр. К примеру, почему-то в командный зачёт шли две лучшие собаки от команды, а в команде должно быть не менее трёх номеров. Были и другие замечания к Положению, которые нужно учесть в последующем.
И всё-таки, несмотря на некоторые неувязки и проколы, состязания удались! Посчастливилось увидеть прекрасные работы хорошо подготовленных собак, встретиться с любителями борзых из разных краёв России и приобрести опыт проведения Всероссийских состязаний в новых экономических условиях. Несомненно, такие состязания нужно проводить регулярно. И лучше всего — ежегодно.
Сергей Матвеев
эксперт по борзым
30 Ноябрь, 1997
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.